Подростковый суицид

Профилактика подросткового суицида

 

              подготовила заведующая ДПО № 47 СПб ГБУЗ «ДГП № 35» Савинова Г.Ю.

На сегодняшний день статистка довольно печальна: Россия занимает третье место среди всех стран мира по количеству подростковых самоубийств. Более того, в такую статистику даже не входят неудачные попытки суицида, которые были ошибочно квалифицированы как несчастный случай (а таких ситуаций довольно много).

Что толкает подростков на самоубийство? Как предотвратить попытку суицида? Чтобы ответить на эти вопросы, министерство здравоохранения совместно с ЮНИСЕФ провели полномасштабное исследование.

Результаты показали, что около 20% молодежи России страдают от серьезной депрессии (в Европе всего 5%). Более того, около 45% девушек и 27% парней как минимум 1 раз в жизни думали о суициде.
Исследование также показало, что не в плохом финансовом положении семей лежит причина подобных ситуаций — 92% самоубийств среди подростков связаны именно с неблагополучной ситуацией в семье — пьющие родители, постоянные конфликты, жестокое или невнимательное обращение.

Более того, исследования еще раз подтвердило неполный учет смертности от суицида. Сейчас полиция квалифицирует как суицид только явные случаи, однако все остальное списывают на случайную передозировку таблетками, падения с высоты, ДТП, неосторожное поведения с электроприборами и так далее.

Подростки, склонные к суицидальному поведению, это подростки, в индивидуальном и личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия психогенного и экзогенного характера. Это могли быть разлука с близкими, отсутствие необходимых любви и заботы, общения с родными, заброшенность, алкоголизм и бродяжничество родителей, педагогическая и социальная запущенность, неразделенная любовь, одиночество и т. п. Но есть и другой аспект данной проблемы, когда наоборот, подростки из благополучной семьи, окруженные вниманием и любовью со стороны родителей, чувствуют себя одинокими. Кроме того, нередки случаи, когда самоубийство подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.

Известно, что суицидальное поведение у детей и подростков обусловлено возрастными особенностями: повышенной впечатлительностью и внушаемостью, способностью ярко чувствовать и переживать, склонностью к колебаниям настроения, слабостью критических способностей, эгоцентрической устремленностью, импульсивностью в принятии решения. При переходе к подростковому возрасту проявляется повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности, возникают состояния временного видоизменения характера.

 Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни. Негативным социальным фактором является то, что при достаточном в целом уровне материальной обеспеченности всех слоев нашего общества, подростки зачастую оказываются лишенными внимания как со стороны сверстников, взрослых, педагогов, так и семьи.

Для подростков чаще характерен не сам суицид, а суицидальное поведение. Проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Ни один ребенок не примет решение уйти из жизни за считанные часы. Тем более не осуществит своё решение немедленно. Как правило, подобное решение подросток вынашивает не один день, и даже не неделю, следовательно, суицид можно избежать.

Самоубийство может быть совершено как акт самопожертвования, зачастую связанно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Поэтому  профилактика суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте имеет очень большое значение.

Профилактику суицидального поведения у детей и подростков можно представить как систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном и правовом, общественном и экономическом, медицинском, педагогическом, социально-психологическом и др.

При этом существует ряд факторов, общих для всех моделей профилактики: формирование здорового образа жизни; позитивные стереотипы поведения родителей; исключение домашнего насилия и других форм жестокого обращения с детьми; устойчивая социально-экономическая среда; удовлетворение социальных потребностей детей и подростков в микросоциуме.

Возникновение аутоагрессивных представлений у детей и подростков, безусловно, зависит от психологического климата в семье, а также проводимой воспитательной работы в школе.

Суицидальная профилактика должна состоять, прежде всего, в способности распознать признаки возможной опасности. Стремление родителей обладать этой информацией может спасти жизнь их детей. Родителей должны насторожить появившиеся у подростка изменения:

  • самоизоляция от друзей и семьи, замкнутость;
  •   нарушение аппетита, сна, самочувствия, частые жалобы (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  •  пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • нарушение внимания, снижение работоспособности;
  • агрессивность и эмоциональная нестабильность;
  • симптомы депрессии и асоциального поведения;
  •  погруженность в размышления и разговоры о смерти;
  •  отсутствие планов на будущее.

 При этом родители не должны поддаваться панике. Необходимо установить заботливые взаимоотношения с ребенком, быть внимательными слушателями, искренними в общении. Важно спокойно и доходчиво расспросить о тревожащей проблеме, определить источник психического дискомфорта, вселить надежду, что все проблемы можно решить конструктивно. А главное – любить своего ребенка.

Сегодняшний подросток все более не удовлетворен окружающим миром, он восстает против него и ищет места удовлетворению, но чаще всего не по тем адресам. В такой сложный период для подростка необходимо наличие авторитетного лица, которым, как правило, родители не являются. Однако, таковым может быть другой взрослый, педагог или даже сверстник, главное, чтобы такой человек появился. Далеко не все родители имеют педагогическое и, тем более, психологическое образование, следовательно, чтобы разрешить возникшую ситуацию, они не должны пренебрегать помощью специалистов.

Если Вы заметили, что Ваш ребенок в опасности, посоветуйте ему незамедлительно обратиться к специалистам или сами позвоните в кризисную службу. Этот звонок может спасти ребенку жизнь.

Телефон единой кризисной службы для детей, подростков и их родителей:

004, 576-10-10 или 8 -800 -2000-122

(КРУГЛОСУТОЧНЫЙ)